shadow_left
Logo
Shadow_R

Поиск

Баннеры

Реклама

Авторизация

Кто на сайте?

Статистика

Посетителей: 2698073

Партнёры


Экспорт новостей

liga-zvuka
Популярное
 
   
О хорошей акустике.
10.06.2009 г.

  Не утихают споры от том, как и с каким количеством громкоговорителей проектировать акустическую систему для воспроизведения полноценного звукового диапазона частот. В решении этой задачи до сих пор нет единого мнения среди разработчиков, и вся эта толпа все больше расслаивается на кланы: широкополосников (один ШП динамик); двух-полосников; трех-полосников; и т.д.. Каждый из этих сообществ, имеет свою идеологию, религию, реальную и «придуманную» теорию, однако их стремление к совершенству звукового тракта вполне понятно.
  Целью написания этой статьи, вовсе не является выдвижение, какой либо новой теории, а только рассуждения на тему громкоговорителей, их возможностей при работе, и того опыта, который приобрела наша лаборатория (F-Lab) за многолетний период разработок акустических систем для наших заказчиков.
  Каждому понятно, что при разработке АС закладывается принцип максимальной достоверности воспроизведения музыкального материала записанный на электронный носитель или исполняемого «в живую», однако пути реализации, как правило упираются в бюджет предполагаемой системы, и ее возможностей для передачи звука в пространство.
  Рассмотрим оборудование, которое мы предполагаем прослушивать в помещении (жилой комнате).
  Исходя из предполагаемых требований «аудиофилов» АС должна передать весь частотный и динамический диапазон, иметь гладкую АЧХ, а так же обладать великолепными имульсными характеристиками ( детализацией).
  Начнем с динамического диапазона.
Динамический диапазон симфонического оркестра в пиках («фортисимо» или максимальной громкости) достигает 120 децибелл. Что для помещения вообще не реально. Комфортное прослушивание предполагается при звуковом давлении 80 децибел и если АС расположены на расстоянии трех метров от слушателя, они должны развивать давление порядка 90 дб. Если рассуждать чисто теоретически и не учитывать процессы мгновенного разогрева катушки (катушек ГГ), то на АС нам необходимо подать 1000 ватт с усилителей мощности, что бы динамический диапазон приблизился к желаемому. Здесь особенно важно значение чувствительности динамика, то есть его возможность развивать высокое звуковое давление на малой электрической мощности. Чтобы более отчетливо себе представить, надо помнить, что увеличение громкости АС (звукового давления) на 3 дб, необходимо удвоить подводимую мощность: 1000 – 2000 ватт, т. д..
  Рассмотрим громкоговорители с высокой чувствительностью.
За всю многолетнюю работу нашей лаборатории нам не довелось измерять громкоговорители с чувствительностью в 100 дб. и равномерностью частотной характеристики +/- 3 дб. Думаю, что и сделать таковые очень «затруднительно», так как физические процессы, протекающие в магнитной цепи, катушке, и подвижной системе громкоговорителя не позволяют этого (при традиционных решениях конструкции). Остаются только «дорогие» динамики, которые при хорошем тональном балансе могут иметь чувствительность 90 дб. Взяв это за основу, мы смело подошли к нашему киловатту. Динамики с мощностью 500 ватт и полным частотным диапазоном (20 – 20к.), я не могу даже себе представить. Однако многие могут возразить, что применив ГГ с высокой чувствительностью – 100 дб., на АС необходимо подать только 100 ватт, чтобы получить необходимый эмоциональный эффект, но вот беда: такие динамики есть только в ПРО сегменте (и они то же не широкополосные), а там на АЧХ обращают куда меньше внимания, так как приборов для ее корректирования там более, чем предостаточно.
  Если Вы решили использовать широкополосные громкоговорители с высокой чувствительностью (100 дб и выше), которые применяются в сегменте домашней аппаратуры, то должны помнить, что в таких динамиках применяются легкие катушки, они способны «переварить» максимально 25 ватт.
  Чтобы подвести предварительный итог наших рассуждений, то получается такая картина: если Вы решили для домашней системы применить широкополосные динамики, то должны пожертвовать динамическим диапазоном и уделить внимание другим показателям, которые могут Вас утешить.
  И так, мы переходим к двухполосным системам.
Тут то же все – «не слава Богу». Выбор среднечастотника, который хорошо бы играл бас, ограничен его диаметром, так как при тяготении к басовому диапазону (большой диаметр диффузора), он неизбежно проигрывает в среднем по АЧХ и диаграмме направленности. Следом идет твиттер, который не любит низких точек кроссировки, так как в области резонанса искажения в нем достигают самых высоких показателей. Как бы Вы не кувыркались в поиске вуфера для двухполоски, Вы неизбежно придете к шести-дюймовому динамику, который хоть как то играет в низу, и может «докарабкаться» до 3000 гц.. Среди «хороших» громкоговорителей встречаются такие шестерки, которые имеют достаточную мощность, что бы обеспечить динамический диапазон, но область баса ограничена их линейными ходами. Если Вы рассчитываете на большую динамику, то должны пожертвовать басом. И вот опять у нас получилась «компромиссная» система.
Вот Вам и вывод: если Вы хотите замахнуться на высокие акустические показатели – сразу проектируйте многополосную систему.
  На какие параметры мы рекомендуем обратить особое внимание, в случае, если Вы, все же решились на ЭТО. Кроме общепринятых показателей мощности, АЧХ, границам диапазона излучения, уделите особое внимание линейным ходам динамиков, так как на больших мощностях это особенно важно. Независимо от кажущихся показателей широкой полосы излучения, громкоговоритель способен эффективно работать на большой громкости только в узкой полосе.
  Данная статья – вовсе не научная работа, а скорее предостережение начинающим инженерам, которые берутся за такие конструкции, не имея теоретического и практического опыта в таких разработках. Пусть вас утешает то, что количество специалистов, способных без особого труда конструировать сложные системы насчитывает около тысячи человек в МИРЕ. Я не придумал эту цифру, мне ее называли ведущие инженеры отрасли, с которыми мне доводилось встречаться и работать. Эта цифра, существенно меньше, чем количество праздношатающихся по форумам «энтузиастов-акустиков».
  И последний совет «нормальным» людям, которые еще не «испоганили» себе мозги статьями из глянцевых журналов. Серьезных специалистов там НЕТ, они постоянно дают противоречивую информацию (показывают измерения и тут же дают противоположную оценку). Как правило, хороший специалист занят профессиональным делом, а не работает пиар-агенстве. Для меня все эти статейки – просто хобби. Если Вы решили иметь у себя дома приличную систему, не занимайтесь ерундой, зарабатывайте деньги своим трудом, в выборе звукового тракта вам может помочь Ваше СЕРДЦЕ и УШИ, а уж настоящие инженеры предоставят Вам ассортимент на любой, самый придирчивый вкус.
   
   
   

 

 
« Пред.   След. »
 
 
Новости hardware

Новости Hi-Tech