shadow_left
Logo
Shadow_R

Поиск

Баннеры

Реклама

Авторизация

Кто на сайте?

Статистика

Посетителей: 2659716

Партнёры


Экспорт новостей

liga-zvuka
Популярное
 
   
«Лига звука» на страже мультимедиа акустики (Часть 2)
11.02.2009 г.

«Лига звука» на страже мультимедиа акустики (Часть 2)


23.06.2005
Ferra

Правила проведения

I. Общие положения

  1. Цель проведения соревнований "Мультимедиа - Звук" ("Мм –Звук") - профессиональная оценка качества звучания домашних компьютерных мультимедийных аудиосистем (ММАС И СМБП) и студийных мониторов ближнего поля (СМБП).


  2. Для получения наибольшей достоверности результатов соревнований, "Мм- Звук" проводятся субъективно-статистическим методом Fast Sound Quality (FSQ), адаптированным для мультимедиа. Объективные испытания проводятся с помощью измерительного оборудования, субъективные - методом прямого прослушивания.


  3. На соревнованиях "Мм – Звук" разные модели акустических систем (АС) разделяются на отдельные классы, в зависимости компоновочного формата

    ММАС И СМБП:

    а) класс 2.0 - две фронтальные АС без сабвуфера,
    б) класс 2.1 - две фронтальные АС с сабвуфером.

    СМБП:

    а) класс 2.0 – две фронтальные системы без сабвуфера.

    В каждом классе прослушивание ведётся своей бригадой судей. При необходимости, допускается разделение любого из классов на подклассы, в зависимости от ценовой группы или рабочего объёма АС.

  4. Высокая достоверность результатов прослушивания на соревнованиях "Мм –Звук" достигается следующим:

    а) все АС прослушиваются сертифицированными судьями –экспертами FSQ. Для субьективных и объективных испытаний используется метод FSQ и специально подобранный аудиоматериал, содержащийся на тестовом диске "Multimedia FSQ";

    б) каждая модель ММАС и СМБП прослушивается независимо двумя судьями FSQ (последовательно, подряд друг за другом), которые вносят оценки в свои персональные судейские протоколы. В процессе прослушивания судьи FSQ не общаются между собой и не видят протоколы друг друга, а выставленные ими оценки после подсчёта в счётной комиссии усредняются;

    в) все модели ММАС и СМБП прослушиваются на одном и том же, фиксированном уровне громкости, выставляемом с помощью шумомера по тестовой фонограмме розового шума. Калибровка прибора проводится Главным судьёй соревнований прилюдно, перед началом соревнований;

    г) после проверки работоспособности и фазировки ММАС и СМБП, обоими судьями определяется неискажённый уровень громкости и результат вносится в оба протокола. Далее устанавливается уровень громкости прослушивания, один из судей занимает своё место и начинает работу. Тестовый диск "Multimedia FSQ" при этом воспроизводится до конца звуковых дорожек безостановочно.

    Примечание: каждый судья тратит на процесс безостановочного прослушивания около 12 минут (заложено в метод FSQ), после чего отдыхает, пока работает второй судья. Это предотвращает ошибки, связанные с усталостью судей;

    д) АС всех моделей ММАС и СМБП при прослушивании располагаются строго фиксированно, в соответствии с оптимальными условиями прослушивания для своего формата и оговоренными в правилах.
     
  5. Для оценки качества звучания используются следующие объективные и субъективные параметры:

    а) правильность фазировки и баланса каналов звукового тракта,

    б) определение максимального неискажённого уровня громкости ММАС и СМБП,

    в) оценка качества воспроизведения низких частот,

    г) оценка микродинамики и глубины звуковой сцены,

    д) оценка ширины и высоты звуковой сцены,

    е) оценка способности звукового тракта к передаче звуковой атаки,

    ж) оценка тембрального и музыкального балансов,

    з) оценка линейности АЧХ на разных уровнях громкости,

    и) оценка способности звукового тракта к передаче полифонии,

    к) оценка макродинамики и энергетики звукового образа.

II. Порядок судейства

  1. Прослушивание ММАС и СМБП разных классов проводится в разных, акустически изолированных друг от друга помещениях площадью не менее 10 кв. м. с акустикой, приближенной к жилой комнате.


  2. В процессе прослушивания ММАС и СМБП участвуют два судьи FSQ, технический судья, запускающий звуковой тракт и наблюдающий за корректностью его работы и помощник технического судьи. Каждую модель ММАС и СМБП поочерёдно прослушивают сначала один, а затем второй судьи FSQ. Процесс замены моделей ММАС и СМБП и ввод их в действие осуществляется техническим судьёй.


  3. Прослушивающий ММАС судья FSQ усаживается на стул за компьютерный стол лицом к монитору, прямо напротив последнего, и сидит ровно по центру, не отклоняясь в стороны. Клавиатура должна располагаться между монитором и судьёй. Расстояние между судьёй и ближним к нему краем компьютерного стола 15-20 см. Положение судьи должно быть таким, чтобы пальцы его рук свободно доставали до ближних к нему клавиш клавиатуры. В процессе прослушивания судье запрещается покидать своё место.


  4. Прослушивающий СМБП судья FSQ усаживается на стул за компьютерный стол лицом к установленному на столе малогабаритному микшерному пульту (ширина 30-50 см, глубина 30-40 см), и сидит ровно по центру, не отклоняясь в стороны. Расстояние между судьёй и ближним к нему краем компьютерного стола 15-20 см. Положение судьи должно быть таким, чтобы пальцы его рук свободно доставали до ближних к нему регуляторов микшерного пульта. В процессе прослушивания судье запрещается покидать своё место.


  5. Для соревнований "Мм – Звук" используется специальный судейский протокол FSQ. Балльная шкала оценок, выставляемых судьёй по объективным и субъективным испытаниям, оптимизирована для ММАС и СМБП.

  6. Для устранения воздействия на создаваемое АС звуковое поле, во время прослушивания судья FSQ должен прижимать свой судейский протокол к себе. Оценки вносятся в судейский протокол только во время пауз между дорожками на тестовом диске.


  7. Перед проведением прослушиваний судья FSQ с помощью технического судьи на сигнале розового шума (при произвольно выбранном, среднем уровне громкости) проводит проверку работоспособности звукового тракта ММАС или СМБП и устанавливает баланс уровней громкости между каналами (по дорожке 1 тестового диска).


  8. По дорожке 2 тестового диска судья FSQ проверяет правильноcть фазировки АС. Если фазировка неправильна, технический судья перепроверяет правильность подсоединения АС. Если соединение выполнено некорректно (перепутана фазировка на кабелях), она исправляется, а судья FSQ заново устанавливает баланс между каналами и повторяет процедуру проверки фазировки.


  9. По дорожкам 3 и 4 тестового диска оба судьи одновременно определяют запас по неискажённому уровню громкости. Затем каждый судья по дорожке №4 устанавливает фиксированный уровень громкости прослушивания, который не меняется до конца судейства. Указанные процедуры проводятся с помощью малогабаритного шумомера, устанавливаемого на настольной стойке на плоскость компьютерного стола между клавиатурой (микшерным пультом) и судьёй FSQ.

    Примечание 1: для определении неискажённого уровня громкости оба судьи FSQ слушают дорожку №3 с постепенно увеличивающимся уровнем громкости. Как только нелинейные искажения на вокале или басе становятся судье явно заметными (не менее 5-7%), он поднимает руку. Регулятор громкости тут же фиксируется по уровню, не меняя его положения технический судья переходит на дорожку №4 с записью розового шума, по показаниям шумомера оба судьи FSQ определяют общую оценку в дБ и вносят её в свои протоколы. В шумомере при этой операции должен быть включён взвешивающий фильтр "С", скорость отображения информации "Slow" и соответствующая шкала уровня.

    Примечание 2: для установки уровня громкости для дальнейшего прослушивания воспроизводится дорожка №4. Постепенно уменьшая регулятором уровень, останавливаются (по показаниям шумомера) на значении в 80 дБС и дальше, до окончания каждого судейства этот уровень не меняется. В шумомере при этой операции должен быть включён взвешивающий фильтр "С", скорость отображения информации "Slow" и шкала 80 дБ (для шумомера FWE 3255).

     
  10. После выполнения указанных выше испытаний судья FSQ проводит субъективные испытания по п.п. I.5в) – I.5.к) не останавливая воспроизведение тестового диска.


  11. После окончания всех испытаний судья FSQ полностью заполняет протокол, расписывается и передаёт его помощнику технического судьи. Последний кладёт протокол в закрытую папку и не обсуждает с окружающими выставленные оценки. Любые исправления в этом протоколе с этого момента не допускаются и могут быть внесены только Главным судьёй соревнований.


  12. Неработающий в момент прослушивания второй судья FSQ и технический судья с помощником должны располагаться не ближе 2,5 метров от монитора и не разговаривать друг с другом. После окончания работы двух судей FSQ (окончания судейства данной модели ММАС или СМБП) помощник технического судьи относит судейские протоколы в судейскую комиссию.


  13. После прослушивания всех моделей ММАС и СМБП производится арифметический подсчёт набранных баллов для каждой модели в каждом из классов. Выставленные первым и вторым судьёй FSQ по каждой модели баллы усредняются. Победители в каждом из классов определяются по наиболее высокой сумме набранных баллов.

    Во время подсчёта в счётной комиссии запрещается присутствие посторонних лиц и вынос судейских протоколов. Все спорные вопросы решаются Главным судьёй соревнований на месте.
  14. В случае равенства баллов, набранных разными моделями ММАС или СМБП в одном классе, проводится их "дуэльное испытание" на наиболее линейную АЧХ. На это испытание могут быть приглашены любые наблюдатели, соблюдающие во время замеров тишину и находящиеся не ближе 2,5 метров от монитора.

    Для этих испытаний технический судья и судья FSQ, не судивший ранее этот класс, под наблюдением Главного судьи соревнований с помощью шумомера заново устанавливают уровень громкости для одной из "дуэльных" ММАС или СМБП. Установка осуществляется по фонограмме розового шума с тестового диска. Далее используется спектроанализатор с автоматическим подсчётом баллов за неравномерность АЧХ (по системе IASCA, например, PC RTAJR).Указанные операции повторяются для другой ММАС И СМБП, при этом измерительный микрофон спектроанализатора должен находится в том же месте.

    Победитель определяется по наиболее линейной АЧХ.

  15. Кроме оценки качества звучания, на соревнованиях "Мм-Звук" может проводится параллельное судейство в номинации "Технический дизайн". Судейство проводится по специальному протоколу FSQ"The technical design" отдельно для каждого из классов. В качестве судей организаторами приглашаюся независимые специалисты, не связанные напрямую с изготовлением или проектированием представленных в классах моделей АС.


  16. Каждый из судей FSQ"The technical design" работает самостоятельно, и сдаёт свой протокол в счётную комиссию не сообщая присутствующим на соревнованиях о выставленных им оценках.


  17. По результатам судейства FSQ"The technical design" проводится арифметический подсчёт выставленных всеми судьями баллов. Победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов.

III. Размещение ММАС, СМБП и измерительного оборудования

  1. Все модели во всех классах ММАС должны прослушиваться с компьютерами одной мощности, одинаковыми звуковыми картами (для классов 2.0 и 2.1) и мониторами одинаковых габаритных размеров.


  2. Все модели СМБП должны прослушиваться с одинаковым звуковым трактом, определяемым организаторами соревнований "Мм-Звук". По согласованию с Главным судьёй допускается использование того же звукового тракта, что и в ММАС.


  3. Каждый компьютер должен находится на компьютерном столе и состоять из системного блока, монитора, стандартной по размеру клавиатуры, мыши и ММАС. Системный блок должен располагаться под плоскостью стола, всё остальное сверху. Монитор должен находиться по центру компьютерного стола, напротив судьи.


  4. Фронтальные АС ММАС левого и правого каналов устанавливаются на плоскость компьютерного стола (плашмя или на имеющиеся штатные подставки) по бокам от монитора. При наличии штатной регулировки высоты АС, их следует располагать на уровне глаз судьи FSQ. Расстояние между центрами АС по горизонтали – 80 см. Передние плоскости АС должны быть на уровне передней плоскости экрана монитора. Использование нештатных подставок или креплений не допускается.


  5. Фронтальные АС СМБП левого и правого каналов устанавливаются на плоскость компьютерного стола (плашмя или на имеющиеся штатные подставки) по бокам микшерного пульта. При наличии штатной регулировки высоты АС, их следует располагать на уровне глаз судьи FSQ. Расстояние между центрами АС по горизонтали – 80 см. Передние плоскости АС должны быть на уровне дальней части микшерного пульта. Использование нештатных подставок или креплений не допускается.


  6. Направление излучения фронтальных АС должно быть вперёд, в сторону слушателя. Продольные оси излучения обоих ММАС и СМБП должны быть параллельны между собой. В ММАС, встроенных в боковые края лицевой части мониторов, их продольные оси могут быть непараллельны.


  7. При наличии в составе ММАС сабвуфера, последний располагается на полу, под компьютерным столом пользователя, строго под монитором. Направление излучения сабвуфера должно быть вперёд, в сторону слушателя. Использование нештатных подставок и звукопоглощающих материалов для установки на или под сабвуфер не допускается.


  8. При наличии в составе ММАС центрального канала, эта АС располагается в центре верхней части монитора и направляется на судью. Для повышения устойчивости АС допускается применение дополнительных подставок или креплений, не выходящих за переднюю часть монитора и не влияющих на акустические свойства как АС центрального канала, так и фронтальных АС правого и левого каналов.


  9. Измерительный шумомер должен быть малогабаритным, иметь класс точности не ниже 2,0, возможность калибровки от стандартного пистонфона, встроенный взвешивающий фильтр "С", цифровой дисплей с реальным отображением информации в режиме "Slow" и динамический диапазон измерений не менее 120 дБ. Измерительный микрофон шумомера должен быть встроенным и ненаправленным. Ветрозащита микрофона при измерениях на соревнованиях "Мм-Звук" снимается.


  10. При измерениях шумомер устанавливается на стойке микрофоном вверх, на поверхность компьютерного стола, между клавиатурой (микшерным пультом) и сидящим за столом судьёй по оси, соединяющей центр монитора (микшерного пульта) и место судьи FSQ. Шумомер закрепляется на малогабаритной микрофонной стойке или треноге. Высота от плоскости стола до наружного края измерительного микрофона 35-45 см.

 
 
« Пред.   След. »
 
 
Новости hardware

Новости Hi-Tech